Фанские горы. Фаны. Памиро-Алай. Таджикистан
English Version/Английская версия
fany.ru





                                                                                                                                    
     Главная страница >> статьи >> фанский «big wall»
                                                                                                                                  
  статьиверсия для печати 

Фанские горы. Фанский «Big Wall» Часть 2. Западная стена Чимтарги после 20 лет забвения

Фанский «Big Wall» Часть 2

Западная стена Чимтарги после 20 лет забвения
нитка маршрута Прусакова в.Чимтарга 5489 м – самая высокая гора в Фанских горах. Проложено 9 маршрутов от 2б до 6а. Наиболее сложная и протяженная – западная стена. По ней и проходит маршрут Прусакова 6а к.с. Официально было зарегистрировано 4 прохождения этого маршрута и несколько неудачных попыток. Именно эта стена и привлекла наше внимание в сезоне 2006. вид на западную стену из долины Зиндон – вид на западную стену из долины Зиндон
Что усложняет восхождение по этой стене, так это ее удаленность. Подход занимает два дня. А отсутствие какой-либо информации, за исключением «художественного» описания маршрута Прусакова, добавляет «радости к общему веселью».
Нас снова двое Ринат Алиев и я (Макс Фойгель). Вместе ходим с 1998. можно сказать прошли огонь и воду с медными трубами в придачу. Так что в друг друге не сомневаемся! Тылы прикрывает наш «начспас» - Ваня Аленцев. За что ему огромное человеческое спасибо. Обеспечивать связь с внешним миром, находясь в одиночку на пер. Чимтарга, в течение 3-х дней не каждый согласится.
Подход от базового лагеря (МАТЦ «Вертикаль – Алаудин») через перевал Чимтарга, будь он неладен - высокий зараза 4700 м, под начало маршрута занял почти два дня. Подошли под стену. Прикинули свои шансы: вдвоем лезть, что-то новое не по зубам, значит идем маршрут Прусакова – нитка маршрута Прусакова. Стена холодная. Вода, текущая справа от начала маршрута, ночью замерзает. А днем обстреливает тем же льдом :-(. Провесили две веревки, пощупали стену - вроде не так страшно. Хотя начало интрегующее – карниз с выносом около 3-х метров. На следующий день работаем по плану. На 5-й веревке контрольный тур. Записка группы москвичей этого же года. У них заболел руководитель и им пришлось вернуться. По пути встретили их спусковые петли. К 15 часам вышли на большую удобную полку для ночевки ночевка R9 – ночевка R9. Место идеальное, есть снег, не далеко течет вода, площадка большая и удобная. В этот же день прошли еще 3 веревки, спрямили получилось 1 прямо к палатке перила - спрямленная веревка прямо к палатке. В этом месте маршрут делает сильную дугу, обходя нависающий пояс монолитных скал. Нашли контрольный тур с запиской 1985 года группы Логочева. Пока все более менее логично. Пару раз попались старые крючья и два шлямбура (на месте одной из ночевок первопроходителей, здесь же контрольный тур R11) траверс после 2-го контрольного тура R11-R12 – траверс после 2-го контрольного тура R11-R12. По описанию от нашей последней станции маятник к отколу вправо... посмотрим.
Утром холодно. Лезть в скальных туфлях просто мазохизм, да и высота уже около 5000. Сегодня Ринат работает первым. Пройдя около 20 м веревка долго не двигается, слышу удары молотка – по звуку бьет шлямбур!? Ринат не новичок знает что делает, а шлямбур только на крайний случай! Позже все стало ясно: откол, по которому шли предыдущие группы, не существует. Гладкая монолитная плита, без щелей под страховку, упирается в более крутой пояс сильно разрушенных скал, так же без каких либо признаков страховки. Забив шлямбур, ушли вправо по более логичному рельефу. И снова тот же пояс разрушенных скал. Он пересекает почти все стену в этом месте. Сегодня поиски прохода по этой развалине ни к чему не привели. Ночуем на прежнем месте. Завтра пробуем снова.
Утром так холодно, что невозможно заставить себя одеть скальники. Около 10 утра солнце освещает стену. Сегодня моя очередь. Единственный вариант это попробовать пройти по плите и далее вверх по черепичным скалам на ИТО. Вернулись к забитому нами шлямбуру. От него около 15 метров по плите. Лазание не предельное, но страховки нет вообще. Примерно на 25 метров веревки 1 точка – наш шлямбур, лазание на уровне 5а/5b (F). Стою под основанием разрушенных скал. Все что снизу казалось щелями на деле оказалось трухой. Забиваю якорь (якорный крюк), нагружаю, он с хрустом выламывает все вокруг себя... так лезть нельзя. Еще около получаса на поиски более менее логичного пути и я сдаюсь. ИТО на уровне А4 – А5, - нет уж увольте!. Да и просто снаряжения у нас нет. А идти на хуках 10-15 метров без точек. Это уже было вчера – Ринат пробовал. Забиваю еще один шлямбур на последнем пяточке монолита и дюльферяю вниз.
Ничего не поделаешь, стена оказалась крепче, чем мы. Уже внизу, обдумывая все происшедшее, анализируя, предположили, что маршрут в этом месте просто обвалился. Невозможно было пройти этот участок на обычных крючьях без современного ИТО-снаряжения и, не забив при этом ни одного шлямбурного крюка. А ведь последнее прохождение было в 1985 году.

В этом году западная стена Чимтарги была особо популярна. Три команды пробовал пройти ее: мы, команда москвичей (обе группы по маршруту Прусакова) и команда г. Магнитогорска. Магнитка шла новый маршрут по правой части стены. Им удалось проложить новую логичную линию по этой стене. Маршрут Прусакова так и остался не пройденным?

Публикуем описание пройденной нами части маршрута. По всей вероятности это единственное описание, которое существует. Ну, может, есть что-то еще в архивах федерации альпинизма.
первая треть маршрута
схема маршрута UIAA
Начало маршрута это большой карниз левее водопада со стены Чимтарги. Карниз большой с выносом около 5 метров.
R0-R1 35м IV-VI A2
С осыпной площадки ниже карниза подойти под карниз по некрутой стенке (10м 70° IV). Карниз проходиться слева, и затем выход во внутренний угол (5м 120° A2). Внутренний угол образован пологой плитой белого цвета и скалами красного цвета. Белую плиту очень хорошо видно снизу. По углу сложное лазание местами ИТО к широкой щели за перегиб вправо (10м 75° VI A1). По щели подняться на небольшой уступ (10м 80° V). Здесь станция.
R1-R2 40м 70°-80° III-V
От станции прямо вверх по внутреннему углу на полочку под разрушенным карнизом (15м 80° V). Скалы местами мокрые. С полки перейти вправо в широкий внутренний угол (по углу очень сильно течет вода, утром – лед) и по углу обойдя карниз перейти снова влево на монолитные сухие скалы (15м 70° V). Далее по не сложным скалам на удобную полку (10м 60° III). На полке станция.
R1-R2 30м 60°-80° III-IV
С полки вверх-влево по коротким стенкам с полками под небольшой внутренний угол (25м 60° III). По углу к нависающей щели под щелью станция (5м 80° V).
R3-R4 45м 80°-95° V A1
От станции вверх по нависающей щели (5м 95° A1). Затем щель выхолаживается и по ней влево на стенку, по стенке к большому внутреннему углу. По углу вверх (35м 80° V). Станция на небольшой полочке на правой части угла.
R4-R5 50м 60°-80° III-V
От станции вверх по углу до его окончания (25м 80° V). В месте, где угол заканчивается траверсом налево, обходя нависающие скалы (10м 60° IV) и войти в широкий пологий внутренний угол, выводящий на удобную полку (15м 60° III). На полке станция и 1-й контрольный тур.
R5-R6 30м 70° V
С полки вправо-вверх по монолитной плите в направлении косой полки. Затем по полке за перегиб на маленький уступ. Забит шлямбур. Здесь станция.
R6-R7 40м 75°-95° V-V+ A2
От станции приспуститься вниз и далее траверсом вправо под небольшой карниз (8м 85° V+). Через карниз на косую полку (3м 95° A2). По полке вправо-вверх во внутренний угол, в 5-ти метрах выше основания угла удобная полка, на ней станция (5м 75° V).
R7-R8 40м 75° IV-V
По углу вверх, угол выходит на пологие скалы. Станция выше угла на пологих скалах.
R8-R9 40м 60° III
По простым скалам выйти на большую полку под карнизом. Здесь станция и ночевка. Контрольный тур.
R9-R10 50м 60° III
От ночевки приспуститься вниз и по простым скалам двигаться влево-вверх к небольшому контрфорсу. Станция, не доходя до перегиба контрфорса.
R10-R11 40м 75° V-V+
От станции влево-вверх за перегиб и далее по стенке вверх на полку. Скалы разрушены, сложно организовать страховку. На полке два шлямбура, контрольный тур.
R11-R12 40м 60° IV
От станции траверсом по полке-плите вправо. Станция приблизительно через 40м на небольшой полочке. Отсюда можно спрямить перила прямо вниз к ночевке (дюльфер 40 м)
R12-R13 ???
От станции вправо за перегиб к монолитной плите без щелей для страховки. В основании плиты забит шлямбур. От шлямбура вверх по плите к поясу разрушенных скал рыжего цвета. В конце плиты забит шлямбур.
С этого места мы повернули обратно.

Автор: Максим Фойгель, Краснодар
Фото: из коллекции экспедиции


 
 
  содержание раздела

 
 
новости | база артуч | база алаудин | экскурссии | история | визбор | документы | радиосвязь | снаряжение | галереи | статьи | кунсткамера | forum  
2005-2014 ФАНЫ.РУ 
ver.2.0 DESIGN©V-STUDIO 

Лёгкая покупка автодомов в московской области и другая полезная информация для автопутешественников. ТрэвелАвто - жизнь за рулём.
Яндекс цитирования Автодома и караваны
Я путешествую с прицепом! Я путешествую с прицепом!
Отели Турции, детский отдых Экстремальный портал VVV.RU Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых