Фанские горы. Фаны. Памиро-Алай. Таджикистан
English Version/Английская версия
fany.ru





                                                                                                                                    
     Главная страница >> статьи >> tajik troffi
                                                                                                                                  
  статьиверсия для печати 

Фанские горы. Дорога на Восток.

Часть I.
Дорога на Восток.

Начало пути

Идея автопробега родилась в октябре 2005 года. Мы только что прилетели из Таджикистана после альпинистского сезона в Фанских горах и были еще свежи впечатлении от дороги. Мы – это маленькая команда организаторов Чемпионата СНГ по альпинизму в техническом классе в Фанских горах. Для пояснения слов «маленькая команда» привожу выдержку из книги Элеоноры Шабловской «Путешествие в Фанские горы»:
«…19.06.2005 День вылета. Самолёт улетает в ночь. Наша команда – «Экспедиционный корпус» состоит из 4-х взрослых и 10-летней Лизы. Цель назначения – лагерь для приёма альпинистов в Фанских горах. Кто мы:
Руфина, моя любимая подруга и почти сестра. Она руководит этим лагерем, отвечает за всё и всех.
Женя – технический директор.
Юля – осуществляет встречу альпинистов. Это очень непростая работа – проезжать по высокогорным, очень опасным дорогам от лагеря до границы и обратно, где каждую минуту кажется, что ещё сантиметр и оборвёшься в пропасть к чёртовой матери, и путь занимает 8-10 часов вверх, вниз. Юля – высокая, стройная блондинка. Когда мы по дороге остановились, чтобы купить продукты, жизнь на рынке была парализована. Ещё бы, такое явление как Юля, здесь событие местного значения.
Лиза – удивительная девочка, внучка Руфины, серьёзна не по годам. Очень организованная.
20.06.05. Прилетели в пять утра в Самарканд. Наш груз, состоящий из 15 мест - это в основном альпинистское снаряжение, радиостанции, палатки, электроника и даже детали для бульдозера – общий перевес более 200 кг, приводил в трепет Домодедово, а про местных и говорить нечего. Сначала таможенники пытались что-то проверять, а потом быстро охладели и довольствовались только перечислением ввозимого. Нас встречали. Это были местные люди, а теперь друзья моей Руфины, отвечающие за транспортировку людей т.е. нас и груза до границы. Было две машины, но наш груз всех и вся приводил в трепет. Казалось, что он никуда и никогда не может поместиться. Но чудеса бывают и всё как-то утрамбовали…»
Все эти перегрузы, соответственно дикие переплаты и подтолкнули к мысли об альтернативе. Как бы все это перевезти своим ходом. Ясное дело, что это под силу только автомобилю. Первая мысль была не плохо бы купить какой-нибудь маленький автобус или «большой» микроавтобус. Но, вспомнив дороги Таджикистана, пришли к выводу, что это под силу только внедорожнику, джипу. Осталось найти тот самый джип. Взгляд упал на Тойоты от 70-х до 80-го кузовов. Но то, что попадалось, было или запредельно дорого или требовали больших вложений для реализации наших требований. А требования были такие: пробег в одну сторону около 5000 км, эксплуатация в Таджикистане на горных дорогах в течение 2 месяцев и возвращение в Москву. Если учесть, что никакого сервиса в горах Таджикистана нет, и дизтопливо там «полный отстой», то реализация этих требований представляло серьезную задачу. При участии форумов TLC и Nissan мы купили Ниссан Сафари 92-го года. Параллельно этой же идеей загорелся еще один наш товарищ, который собирался приехать летом в Фаны, как альпинист. Он приобрел Ниссан Патрол 92 года, но выглядящий намного свежее Сафаря. Итак, к автопробегу готовилось два автомобиля Ниссан Сафари и Ниссан Патрол. С этого момента буду описывать различные сравнения этих двух машин в процессе всего автопробега. Праворульный Сафарь, чистокровный японец с автоматом, дизелем 4.2 (атмосферник) и высоким потолком, баком на 75 литров, плюс кондиционер. Леворульный Патрол оказался испанцем с механической коробкой и точно таким же дизелем и баком на 90 литров, кондиционера нет. На Сафарь, в процессе подготовки, были поставлены пружины IronMan, заменены амортизаторы на тойотовские все расходники и жидкости, термостат, поставлен дополнительный, топливный фильтр-сепаратор (пр-о Германия), ремни. В Патроле поменяли радиатор, там первоначально были проблемы с охлаждением. И также все расходники и жидкости. Пружины не меняли. На обратном пути в песках казахстанских пустынь одна из них лопнула. Машины дооборудовали экспедиционными багажниками. На Патрол был приобретен шведский багажник THULE с креплением на водостоки. (18 тыс.руб). На Сафарь ни один стандартный багажник не подходил. Тогда мы купили 3 комплекта стоек для багажника Газели, сварили из профильной трубки корзину, - и багажник готов! (6 тыс.руб). Способ крепления тот же – на водостоки. При первой же загрузке в шведском багажнике пришлось разочароваться. Он гнулся под ногами упаковщика. Самодельный багажник напротив – показал себя стойким бойцом. Мы скакали по крыше вдвоем при упаковке Сафаря, - и никаких ограничений. Этим воспользовались, учитывая новые пружины IronMen и крепкий багажник, мы загрузили Сафарь намного больше Патрола. Но в этом были и недостатки. И без того высокий Сафарь (190см по паспорту) стал еще выше. Поднялся центр тяжести, увеличилось аэродинамическое сопротивление и как следствие расход топлива. Но наша основная задача была в доставке груза в горы. (В доставляемый груз входила радио-мачта в сложенном состоянии и антенна на два диапазона. Общий вес 85 кг, длина звена – 2 метра). Поэтому пришлось со всем этим смериться и учитывать все эти недостатки при езде. Еще несколько слов по подготовке машин. Это резина. На Патроле стояла свежая 15 дюймов Гудрич, поэтому вопросов не возникало. С Сафарем все было сложнее. Он был приобретен с 16 дюймовыми дисками с зимней резиной. Но было всего 4 колеса (16” диски). И был еще комплект 5 колес на дисках 15 дюймов. Денег и времени было в обрез. Поэтому решили докупить 15 дюймовых дисков и б/у резину. В итоге на каждую машину пришлось еще по две запаски 15-ти дюймов. Сроки подготовки машин были малы. Мы плохо представляли будущий маршрут. Никто из нас им не ходил. Консультации на форумах свелись к фразе «… на таких машинах, - хоть куда…», это радовало, - но…. Так как наш пробег имел конечную цель заброски определенного груза в Фанские горы, а не сам по себе автопробег, то мы решили не рисковать и ехать там, где есть цивилизация. Вот наш маршрут в Таджикистан: Москва, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Челябинск, Троицк (граница), Кустанай, Астана, Балхаш, Чимкент, Самарканд. В Самарканде нас ждал крупный ремонт. На Сафаре потек тормозной шланг переднего правого колеса и начал греться без причин движок. На Патроле рассыпался один подшипник передней ступицы и загудел второй. В Самарканде остановились на альпинистской перевалочной базе «Артуч». На сервисе поменяли тормозной шланг и воздушный фильтр (пришел срок). Сами поменяли резиновый шланг в системе охлаждения радиатор-движок. Заменили на волжовский от31-й. Встал как родной. После этой замены с охлаждением проблем не было. С Патролом оказалось все сложнее. Запчасти заказали в Москве, а сам Патрол отогнали на сервис, вручив его судьбу практически незнакомым людям. Механик Паша из Самарканда обещал получить подшипники и поставить на джип в течение недели. А мы, перегрузив нужную часть груза с Патруля на Сафарь, продолжили свой путь в Таджикистан уже в одиночестве.
Теперь вернусь немного назад, в Москву, к началу старта. На две машины было два экипажа. Весь состав экспедиции такой: Гена, Дима, Юля, Наташа и я (Женя). Трое из нас: Юля, Наташа и я были сотрудниками альплагеря «Вертикаль-Алаудин» и мы спешили к началу альпинистско-туристского сезона в Фанских горах. Дима и Гена были альпинистами, как бы нашими клиентами, и автопробег представлял для них чисто спортивный интерес в отличие от нас. Все, кроме Наташи, имели водительские права и разный водительский стаж. Машины были укомплектованы радиостанциями Yosan 2040 «СиБи»-шного диапазона. Как оказалось, очень полезная вещь. Удобно было договариваться о заправках на трассе, о засадах гайцев и т.д. Так как у нас была существенная разница в объеме баков и расхода топлива, то выбор остановки для заправки был важен. Первые трое суток ехали без ночевок. На заправках менялись водители, - и вперед, дальше. «Отдыхающая смена» устраивалась на свободном месте. До границы с Казахстаном больших приключений не было. Трасса достаточно ровная, цивилизованная. Питались мы только в кафешках на трассе. Практически все посещаемые нами пункты питания были на уровне. В России есть из чего выбрать. Жевание за рулем разных бутербродов в сухомятку вредно и опасно. Речь идет, конечно же, в первую очередь о водителе. Заметили, что очень хорошо идут орешки. Сытно, калорийно, нет мусора, крошек и т.д. В дальнейшем это подтвердилось на практике неоднократно. На обратном пути, я питался на ходу только орехами. Благо их в Азии можно было накупить килограммами разных и дешево (Азия, это вам не «Ашан»). Из отношений с ГАИ пришли к выводу, что самые злые и хитроумные гнездятся на трассе в Татарстане и Башкирии. Другой конец этой «палки», - здесь самые законопослушные местные водилы. Все едут со светом, разметку не нарушают, там, где нельзя, не обгоняют. В общей сложности на две машины мы оставили штрафов в этом районе около 1000 руб. Засада нас ждала на границе. Причем с российской стороны.
Для обеспечения безопасности и взаимодействиями с командами-участницами Чемпионата СНГ по альпинизму я вез портативные радиостанции в УКВ диапазоне и две КВ-радиостанции с полным пакетом документов, а также 2-х диапазонную антенну (5 метров в собранном виде) и мачту к ней (12 метров в собранном виде). К пограничному переходу мы подъехали около 1 ночи. Но граница открыта. (Есть перерывы на обед, завтрак и ужин по часу). Рядовому инспектору таможенной службы не понравилось количество радиостанции вывозимых за пределы нашей Родины. Вызвали начальника смены. Он проверил разрешенные частоты по своим каналам, сказал мне «ОК». Но как потом выяснилось, инспектору он дал совершенно другие указания. Инспектор наотрез отказалась нас выпускать с таким грузом. В задушевной беседе был такой диалог: Инспектор:
- Вы что, телевизор не смотрите?
- ?!?
- Путин генералов наших сажает, а вы тут со своей ерундой!....
……………………………………………………………………………………………….
Дальнобойщики посоветовали дождаться смены наряда. Но…В итоге мы пересекли границу только с третьего раза в 15 часов следующего дня! Перед этим я дважды расписался в журнале возврата из зоны досмотра. Новый начальник смены пообещал после 3-го возврата завести на меня уголовное дело «за попытку перейти границу не правильно…» А радиостанции пришлось оставить в Челябинске…. Не разрешили вывезти даже автомобильные СиБишки. После ночного противостояния на границе о нас знали все местные таксисты и дальнобойщики. Погранцы особо тщательно нас не досматривали, похоже наше постоянное присутствие на границе уже всех достало. Спаниель сделала свою работу, обнюхав машины, и нас выпихнули в Казахстан, с глаз подальше! Проехав 500 метров нейтральной полосы, мы уперлись в шлагбаум казахстанских погранцев. Началась Азия в не географическом, а в социальном смысле: «Груза много, будем все осматривать или как?». «Или как. Сколько?»… В общем 50 баксов за две машины и полчаса формальностей.
Северный Казахстан напоминает российскую глубинку. Практически русские деревни с советскими атрибутами агитпрома и памятниками Ленину. На въездах в города все стационарные КП ГАИ переоборудованы под торговые точки и бары. На привычном месте скворечника вместо надписи ГАИ, - надпись БАР! Ментов не видели до выезда из Казахстана. С трассой Кустанай - Астана оказался прокол. Из-за этого хайвея мы сделали большой крюк на восток. А оказалось 80% трассы в ремонте (конец июня 2006г). Параллельно, в степи грунтовка для объезда, даже не грейдер! Грязь, пыль. Вот и сэкономили на цивилизации. Хайвей появился только перед самой Астаной. Астана необычный город, красивый. Не удержались и проехали по центру. Современный, весь в стекле и рекламе, с высотками и прочими атрибутами столицы. Нам понравилась Астана. Недалеко от столицы и заночевали первый раз в мотеле для дальнобоев. Понравилось все, кроме туалета. Не любят в Азии отхожие места цивилизовать! Потом были подобные объекты на уровне шока….
Дальнейший наш путь лежал в сторону Балхаша. На этом перегоне практически нет населенных пунктов и заправок. Гольная степь. Мы это учли. Везли с собой соляру в 2-х 35-литровых канистрах. И, конечно же, не удержались, чтобы не искупаться в самом Балхаше. Мы проехали к берегу по какой-то цивильной дороге. Как потом оказалось, это дорога на водозаборную станцию. Поэтому нас попросили не задерживаться и за буйки не заезжать….
На выезде из Казахстана мы неожиданно нарвались на стационарный пост ГАИ. Мы уже привыкли, что ГАИ – это БАР. А тут стоят с автоматами, в форме. После небрежного осмотра документов сержантом, - сразу предложение 2000 руб за две машины. Подходили пьяные менты в штатском. Давили на сержанта. В результате 30-ти минутных переговоров выкупили свои документы за 1800 руб. Неприятный осадок сохранялся до самой границы с Узбекистаном. На пограничном переходе А-Ташкент нам не понравилась обстановка. Мы подъехали ночью. Граница до утра закрыта. И не успели как-то расположиться на ночь, как нас стали доставать всякие «дилеры» на подозрительных восьмерках и девятках. Предлагали поменять валюту, пройти границу без очереди за 200$ и т.д. После общения с рядовым местным жителем, мы поняли, что нас не оставят в покое, и ночь предстоит интересной. Но это не входило в наши планы. Мы узнали еще об одном переходе намного западнее (еще 150 км) и с объездом Ташкента. Туда мы и поехали. Действительно, там обстановка спокойней, но мы попали в окружение фур. В 9 часов утра начался процесс. Мы уже в Азии, поэтому и отношения на границе восточные. Мы отстояли честно очередь, подползли к шлагбауму для перехода. Но тут дело застопорилось. Перед нами постоянно проезжали какие-то левые тачки, фуры и т.д. А нас отодвигали на прежние места. Местные как-то договариваются с сержантом, который рулит шлагбаумом. Надо сказать, что при переходе границы на машине в машине остается только тот, на кого она оформлена и соответственно у кого вписана машина в таможенную декларацию. А остальные, как пассажиры, переходят границу пешком. Я остался в Сафаре, Гена в Патроле, а наши коллеги уже в нейтральной зоне. И связи никакой. Наконец-то Гену выпускают в зону. Ниссановский зад скрылся за толпой фур. А меня отгоняют в сторону, для пропуска каких-то левых. Я пытаюсь объяснить сержанту, что иду в колонне с Патрулем, но ему все пофиг. Через 20 минут вижу Гену на Патруле едущего обратно из пограничной зоны, ко мне. Его пропускает сержант и Гена пристраивается за мной. Гена??? Он молча показывает доверенность на Патрол. Хозяин по ошибке переставил цифры в номере и нотариус заверил. То есть получилась доверенность на другую машину. Мы проехали столько постов ГАИ по России и Казахстану, пограничные переходы и никто не заметил опечатки. Гена уходит пешеходом на границу договариваться. А я опять сижу у забора, но теперь с двумя Ниссанами. В итоге опечатка в доверенности стоила нам 100 баксов. На востоке умеют торговаться! Следующий переход Узбекский. Здесь цивилизация. Павильоны с кондиционерами, погранцы в форме натовского стандарта, везде компьютеры. Переходим границу по правилам, как положено. Все осмотрено, обнюхано очередным спаниелем. В общем, Запад, а не Восток. Молодцы узбеки. Все. Мы в Узбекистане. Едем в сторону Самарканда. Уже вечер. Потрясающая картина. Направляемся строго на запад. Справа от трассы степи, а слева горные хребты Киргизского Ала-тоо. Горы стоят забором и там Киргизия, а здесь ровная как стол степь. Очень красиво.
К Самарканду подползаем раненными. В Патроле гремит один и гудит другой подшипник. Сафарь потерял резвость на городских улицах. Я помогал тормозам ручником на каждом светофоре. В общем до базы «Артуч» мы доехали. После ремонта экипаж Сафаря увеличился до 5-х человек. Проверив все системы очередной раз, начинаем перегрузку снаряжения из Патроля в Сафарь. Эту процедуру мы называли «объемный тетрис». Нужно уложить в ограниченное пространство Сафаря груза еще больше, чем он довез до Самарканда. Плюс экипаж уже из 5 человек. С этого момента начинаются приключения по топливу. Последняя заправка у нас была в Казахстане. Там топливо как в России. На брендовых заправках можно брать, на мелких и неизвестных - рискованно. В Узбекистане с этим еще хуже. У местных водил узнаем, что соляру брать лучше у дальнобойщиков из Ирана. Нам показали площадку. Действительно. Заправляем бак и канистры. Дальше Таджикистан. Там еще хуже с топливом. Все. Выезжаем из Самарканда в сторону Джартепы, поселок пограничного перехода. Надо сказать, внешний вид Сафаря и номер московского региона 177 привлекает всех без исключения ментов. Местные гаишники вместо полосатой палки машут красной светящейся и при этом отчаянно свистят в свои свистки. Азия. Выхожу из машины показываю толстую пачку документов, гаишники с ужасом рассматривают все это, потом спрашивают кто и куда, зачем едет. И отпускают. Промахнулись с поворотом на Джартепу. Подъезжаем к стационарному посту ГАИ. Сцена такая: азиатская жара, гайцы расслабленно сидят в тени под навесом. Перед ними стол, на столе зеленый чай, пиалы и автомат. Тут в их поле зрения вползаем мы на Сафаре. Лица гайцев вытягиваются, они суровеют на глазах. Один быстро берет автомат (приграничный поселок). Тормозим, в открытое окно спрашиваем, где пограничный переход. Они мигом расслабляются и объясняют, как повернуть, попутно спрашивают, что это за 177 регион. Автомат кладется обратно на стол. Мы уезжаем. Пограничный переход со стороны Узбекистана, - это последний оплот цивилизации. Опять павильоны, кондиционеры и компьютеры. Машину тщательно осматривают и обнюхивают. Спаниеля подсаживают на крышу Сафаря. Он отработал свое и мы едем в Таджикистан. Практически все казахи и узбеки на границе говорят по-русски. Проезжаем нейтральную полосу. Останавливаемся перед шлагбаумом. Дальше, - Таджикистан. Солдатик на посту совершенно не понимает нас. Наконец он откатывает свой забор и мы въезжаем в Таджикистан. Сразу видно насколько бедная страна. После павильонов с кондиционерами и компьютерами узбекской стороны, давнокрашенный вагончик таджикских пограничников напрягает. Здесь нам проштамповали паспорта и катим дальше. Следующий вагончик таможня. В безмашинные времена это были самые главные вымогатели на границе. Ожидаем увеличение тарифа. В окошко выглядывает капитан. Оценивает ситуацию. Куда-то звонит по мобиле. Потом говорит: «Плати экологический сбор и за мной в управление таможни в Пенджикент». Прыгает в белый Опель и едет вперед. Мы за ним. Въезжаем в Пенджикент. Управление оказалось практически на въезде в город. Там суматоха. Большое начальство из Душанбе с проверкой. А тут мы с Сафарем. Долго совещаются, что с нами делать. Такое ощущение, что они сами не знают, что делать с нами по закону. Нужна временная растаможка. Основные дебаты вокруг, сколько надо брать. С нас. После формальностей продолжаем движение по Таджикистану.

Евгений Герасимов.

Фотографии из путешествия "Таджикистан-06" можно посмотреть целиком здесь:
Экспедиция - трофи 'Таджикистан-2006' (часть 1)
Экспедиция - трофи 'Таджикистан-2006' (часть 2)
Экспедиция - трофи 'Таджикистан-2006' (часть 3)
Экспедиция - трофи 'Таджикистан-2006' (часть 4)
Экспедиция - трофи 'Таджикистан-2006' (часть 5)

 
 
  содержание раздела

 
 
новости | база артуч | база алаудин | экскурссии | история | визбор | документы | радиосвязь | снаряжение | галереи | статьи | кунсткамера | forum  
2005-2014 ФАНЫ.РУ 
ver.2.0 DESIGN©V-STUDIO 

Лёгкая покупка автодомов в московской области и другая полезная информация для автопутешественников. ТрэвелАвто - жизнь за рулём.
Яндекс цитирования Автодома и караваны
Я путешествую с прицепом! Я путешествую с прицепом!
Отели Турции, детский отдых Экстремальный портал VVV.RU Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых