Фанские горы. Фаны. Памиро-Алай. Таджикистан
English Version/Английская версия
fany.ru





                                                                                                                                    
     Главная страница >> база алаудин >> обзор района
                                                                                                                                  
  база алаудинверсия для печати 

Анатолий Джулий, г. Москва

ФАНСКИЕ ГОРЫ
ОБЗОР РАЙОНА



Писать про Фанские горы – дело, на мой взгляд, неблагодарное. И написано очень много, и район хорошо исследован, но все же… Попробую. Может, для кого-то данный обзор все же окажется полезным.

Где?

Вид на Фанские горы с Гиссарского хребта (с в.Белая Пирамида). В ценре кадра слева на право – Энергия, Чимтарга, М. и Б.Ганза, Чапдара, Бодхона. Долина в центре кадра – р.Серима
Вид на Фанские горы с Гиссарского хребта (с в.Белая Пирамида). В ценре кадра слева на право – Энергия, Чимтарга, М. и Б.Ганза, Чапдара, Бодхона. Долина в центре кадра – р.Серима
Непосредственно район Фанских гор, во всяком случае, его обжитая «спортивная» часть, заканчивается на западе цепочкой Маргузорских озер, а на востоке – дорогой Душанбе – Самарканд. Север – это, фактически, уровень Куликалонских-Алаудинских озер (севернее туристы практически не заходили – очень редкие отчеты, и только простые перевалы), а с юга – это уровень озера Искандеркуль. Вероятно, для полноты обзора следует рассматривать и участок Гиссарского хребта, прилегающего к району Фанских гор на юге. В альпинизме, вероятно, имеет смысл к рассматриваемому району добавить и Ягнобскую стену (Замин-Карор), которая расположена несколько восточнее по реке Ягноб. В любом случае весь район, включая и подъезды, помещается в прямоугольник 90х65 км, а от конечных точек по дорогам едва ли превышает 50 км. Это создает определенные трудности при построении маршрутов в районе, а сложные походы без Гиссарского хребта получаются, как правило, очень урезанными по километражу.





Первые впечатления

Вид со стороны пер. Сурх 1Б на запад. В центре – п. Сахарная голова
Первый раз в Фанские горы я попал в 1991 году, руководителем горного похода 4-й категории сложности. В конце июня. Конечно, планировали мы попасть в теплые солнечные Фаны, но не тут-то было. Дождь со снегом чуть ли не через день – таким и было мое первое знакомство с этим районом. Еще запомнились неожиданно большие перепады высот по ущельям, и безводный участок по реке Зиндон перед выходом к озеру Б. Алло. Весь поход на нас давил дефицит времени (особенно с учетом погоды), т. к. через десять дней после Фан нужно было уезжать на Тянь-Шань, в район Хан-Тенгри – Победа, и тоже в первый раз. Так что по дороге мы «срезали» себе все восхождения (планировали Б. Ганза и Чимтаргу по 2Б), получив, правда, некоторое удовлетворение от технической работы на скалах, имеющейся здесь уже на перевалах 2Б (по традиции нашей команды старались наиболее сложные участки маршрута проходить на подъем). Фактически этот поход был ознакомительным. Немного озер, немного перевалов и всего две недели. Правда, солнечные Фаны мы так и не увидели.
Следующий раз случился лишь в 1998 году, тогда погода была хорошая, а в 2000-м – снова дожди, грозы, снегопады… Все-таки, последние годы климат здесь меняется не в лучшую сторону (для походов и восхождений, естественно).


Заезды

Вид с ледника М. Ганза на в. Сахарная голова, перевал и в. Москва.
Самолет – это либо Узбекистан – Ташкент с последующим переездом в Самарканд, или непосредственно в Самарканд, либо Таджикистан – Худжант (бывший Ленинабад) или Душанбе. Поездом можно добраться до Ташкента или Самарканда (электричка, автотранспорт), и уже восстановили ж/д сообщение Москва-Душанбе. Дальше – только автотранспорт.
От Самарканда любым местным транспортом добираетесь до границы, границу переходите пешком, за шлагбаумом садитесь на любой таджикский транспорт и едете в Педжикент (рынок и закупки всего местного) и далее в горы. В Педжикент можно также доехать и из Душанбе, и из Худжанта. В любом случае вы попадаете на трассу Педжикент – Айни – Душанбе, от которой в разных местах можно отъехать к разным участкам района, с целью разноса забросок или к началу маршрута. Пользуясь автотранспортом и пешими переходами можно за 3-5 дней разнести/попрятать заброски практически по всему району, что мы и делали в 2000-м году. Теперь пойдем от Педжикента и далее по дороге на Душанбе. Прямо из города можно уехать по дороге на Маргузорские озера, как минимум до кишлака Шинг. В кишлаке Шинг все еще присутствуют последствия гигантского селя, который снес часть поселка и создал огромное пространство, где ничего не растет. Дорога идет и дальше, и проезжают даже автобусы типа ПАЗика, доехать можно до кишлака Маргузор. Дорога, на мой взгляд, весьма приличная, если не снесет очередными селевыми катаклизмами, которые происходят здесь часто. По дороге можно увидеть останки бывшей турбазы Маргузор, снесенной селем. Ну и озера – цепь Маргузорских озер считаю красивейшей в Фанских горах. Здесь можно и покататься на катере. Отсюда можно начинать маршруты либо простым перевалом Тавасанг (н/к) на р. Сарымат и далее, или через верховья р. Шинг, переваливая через Гиссарский хребет на юг, или боковым отрогом на тот же Сарымат, но более сложными перевалами. Я ходил здесь Сарымат З., 2А. Пытались отыскать седловину обозначенного на ряде карт перевала Неожиданный (по другим картам – Нескиданный, Надежда) 2Б, но идентифицировать его со стороны реки Сарымат нашей группе не удалось (описаний не было) – равномерный скальный забор без выраженных признаков седловины.
Вид из долины р. Серима на озеро Искандеркуль и Гиссарский хребет.
Продвигаясь на машине по трассе из Педжикента где-то в районе пос. Шурча можно отвернуть в долину р. Кштут, по дороге вдоль которой можно добраться до кишлака Газа и далее в верховья р. Сарымат (правда здесь не всякий поедет, но УАЗик пройдет). Какое-то расстояние дорога еще есть, по-моему, и по реке Арчамайдан, но докуда – не знаю. Не доезжая километров 15-20 до Газы можно свернуть к Куликалонским озерам и доехать до бывшего а/л «Артуч», расположенного километрах в 10 выше к. Мадовра по реке Уреч.
Далее по трассе уже за Айни можно добраться до ответвления в долину р. Пасруддарья, подъезжая по которой можно выходить в разных местах, начиная маршруты по ее правым притокам. Наиболее распространен заход по долине р. Имат на лед. Имат или реки Сурхоб, Желтая. Далее можно выйти к притоку Бодхона (к перевалам Талбас 1А, седло Чапдары 3Б). Заканчивается дорога на альпбазе «Алаудин-Вертикаль». Силами базы верхний участок дороги поддерживается в рабочем состоянии, иначе ее давно уже не было бы.
Озеро Змеиное – одно из наиболее живописных мест в окрестностях озера Искандеркуль.
Продвигаясь от Айни дальше на юг, попадаем к хорошему асфальтовому ответвлению в долину р. Искандердарья, по дороге вдоль которой можно доехать как минимум до оз. Искандеркуль и одноименной турбазы. Дорога, уже похуже, идет и дальше, до президентской резиденции, на рудники, и в сторону к. Сарытаг (где она и заканчивается). Далее по дороге на Душанбе есть еще несколько перспективных, но мало исследованных притоков к Гиссарскому хребту (не так давно там побывала одна группа, пройдя перевал 2Б в р-не п. Газнок). А не доезжая перевала Анзоб, можно отвернуть по долине р. Ягноб на восток, подъехав под Ягнобскую стену – Замин-Карор.
Верховья реки Сиама, вид вверх, перевалы корона Сиамы 2А, Четырех 1Б.
Уже за Анзобским перевалом наиболее популярное ранее место начала походов и известный район восхождений – это долина р. Сиама. Лучше, правда, заранее знать, что на мосту через Варзоб у входа в долину р. Сиама установлены металлические ворота высотой метра четыре, через которые поздно вечером и ночью не пройти – не откроют. Строят там, со слов местных, заводик по производству воды – то ли минеральной, то ли всякой (типа кока-колы и пр.). И без руководства завода могут и не открыть. На реке Варзоб, в километре ниже слияния с Сиамой, был когда-то а/л «Варзоб». Уже из Душанбе, по другой дороге, можно заезжать к южным склонам Гиссарского хребта (например, по р. Каратаг). В кишлаке Хакими (долина Каратага - Пайрона) расположена погранзастава. Относятся доброжелательно, но письмо с просьбой оказывать поддержку и список группы для них следует приготовить.
Итак, реальные, вполне удобные варианты начала туристских маршрутов: Маргузорские озера, бассейн р. Кштут (Зиндон, Сарымат, Арчамайдан, Куликалонские озера), Алаудинские озера, Искандеркуль, р. Сиама.



Инфраструктура

На берегу озера Искандеркуль в одном из местных кафе. (Инфраструктура).
Можно, конечно, говорить о том, что было, но есть ли смысл? Поэтому поговорим о том, что осталось. Альплагерь «Варзоб» - практически прекратил свое существование, а как альплагерь – навсегда. Мы начинали там маршрут в 2003-м году, тогда там не было даже света. Бассейн полуразрушен. Домики разграблены. Правда, местный завхоз – он же охрана в единственном лице – говорил, что планируют восстанавливать в качестве базы отдыха.
Турбаза «Искандеркуль». Здесь запустение уже закончилось. Домики, по 2-3 доллара с человека, питание на заказ, очень дешево, бильярд, настольный теннис, ну и купаться вполне можно. Банька дохленькая, удобства во дворе, еще одна банька на метеостанции, получше. В общем, отдохнуть, оставить заброску, помыться – без проблем. Нам там очень понравилось.
В столовой базы «Вертикаль-Алаудин»
Международный Альпинистско-Туристский Центр “Вертикаль – Алаудин”. Фактически это образование пост советского времени, хотя строиться начинал еще при Союзе. Как альпбаза на сегодня в этом районе фактически единственная. Под эгидой Центра ежегодно проводится чемпионат СНГ по альпинизму. Все, что нужно, здесь есть. Включая описания маршрутов района. Услугами «Вертикали» я регулярно пользовался (и планирую пользоваться в дальнейшем), в том числе и для заезда в район. Может быть, это и дороже, но проблем меньше и время экономится.
Бывший альплагерь «Артуч». Там я так и не побывал. По рассказам – примерно тоже, что и на Искандеркуле – т. е. в основном база отдыха местных граждан (на Искандеркуль едут, в основном, из Душанбе на уик-энд). Во всяком случае, остановиться там и отдохнуть в домиках и с питанием, вполне возможно.



Озеро Хазор-Чашма, на южной стороне. Одно из красивейших озер цепи Маргузорских.
То же, с севера
На берегу одного из Алаудинских озер. Вид в верховья, видны перевалы Казнок
На берегу одного из Алаудинских озер
Мутные озера – под перевалами Казнок, Чимтарга, на пути к вершинам Замок, Чимтарга и др.
В долине реки Зиндон
Встреча с пастухами в верховьях р. Сарымат. На заднем плане – склоны Гиссарского хребта
Верховья реки Сиама, вид вниз, с подходов к перевалу корона Сиамы
Вид с перевала Москва 1Б на Дукдонский узел, р-н перевалов Сарыходан, Седло Москвичей
Верховья рек Казнок и Чапдара сверху, с в. Пайхамбер. Вершины – Сахарная голова, Москва, Энергия (и др.), перевалы – Двойной 1Б, Москва 1Б, Зиндон 2Б, Юбилейный ложный 2Б, Энергия 3А, Читарга 1Б. Внизу – пер. ВАА.
Куликалонская стена
Вид с в. Энергия на восток. Слева – в. Пайхамбер и снежный взлет перевала и в. Замок (м-т 2А), далее – в. М. и Б. Ганза, пер. Сурх, п. Красных зорь и т.д.

Туристско-альпинистсткие возможности района

Гиссарский хр. Гарби-Ангишт 1Б с востока
Туризм. Если сравнивать два кусочка района – участок Гиссарского хребта на юге и сами Фанские горы, можно отметить следующее – перевалы Гиссарского хребта на этом участке в основном простые 1А-2А к. тр., перевалы 2Б можно сосчитать по пальцам, а 3А – на сегодня всего два – перевал Сибирь (впервые пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец) и Белая Пирамида (впервые и пока единожды пройден в 2003-м году под моим руководством). Оба эти перевала пройдены через вершины – именно такие интересные и безопасные варианты прохождения просматриваются в этом районе.
Гиссарский хр. Гарби-Ангишт 1Б с запада
Перевалы 3Б на сегодняшний день отсутствуют (хотя, если Белую пирамиду пройти нашим вариантом на подъем – 3Б там получится). Но это отнюдь не значит, что сложные перевалы здесь негде пройти. На мой взгляд, этот район не привлек внимания сильных команд, увлекающихся первопрохождениями, из-за присутствующего рядом непреодолимого магнита – Фанских гор. А использование Гиссарского хребта на входе или выходе для наматывания километража, или в пешеходных маршрутах, определенным образом ограничило процесс освоения этого района. На мой взгляд, не пройденных вполне интересных перевалов, вершин, траверсов здесь более чем достаточно. Особенно если сравнивать с прохождением всех возможных щелей, уже наезжающих друг на друга, на Западном Кавказе. По сравнению рельефа с прилегающими Фанскими горами можно сказать, что скалы здесь более разрушенные.
Перевалы Караганда 2Б, Гусева-Мухина 2Б с лед. М. Ганза
В Фанских же горах картина несколько иная – приличную часть перевалов составляют сложные (2Б-3Б к. тр.). При этом если внимательно изучать карту, получится, что простые перевалы (до 1Б) сосредоточены локальными кучками, что затрудняет построение простых маршрутов. Если учесть, что для походов, особенно простых, Фанские озера – одни из основных достопримечательностей района, то можно сказать, что построение маршрута 1-й категории сложности здесь практически невозможно, особенно при ограничении сроков пребывания (например, за 8 дней) – разве что на озера практически не заходить. Исходя из этого, можно утверждать, что минимальная сложность похода в районе – вторая. Хотя и у «двоек» и у «троек» в районе останутся свои ограничения (при попытке охватить большее число озер и километраж, и количество пройденных перевалов сильно превысит эталон – см. примеры в конце).
Вид сверху на перевал Седло Ганзы 2Б. (спуск с в. Б. Ганза). Доминирующие вершины – Энергия, Чимтарга, Мирали, Замок, на переднем плане – М. Ганза. Перевалы – Гусева-Мухина, Караганда, Зеленоград, Адиджи 3А, седло Бодхоны 2Б.
А вот для 4-6 к. тр. в этом районе раздолье. Поэтому в район можно сходить далеко не один раз, совершенно не повторяясь пройденными перевалами. Тем более что в сложные маршруты (начиная с «четверки») очень хорошо вписываются восхождения на пятитысячники района. Из них в туризме наиболее популярны простые восхождения – Энергия с перевала Чимтарга (2Б, но фактически 2А, ходят в походах, начиная с 3-й к. сл.), Чимтарга с перевала Мирали (2Б), Б. Ганза с перевала Седло Ганзы (2Б) и М. Ганза по склону с перевала Гусева-Мухина (2А). Реже туристы ходили на вершину Москва. Наверняка ходили и более сложные восхождения, по которым у меня просто отсутствует информация.
Западный взлет перевала Чимтарга 1Б после снегопада. Сппправа – в. Энергия.
Под моим руководством в разные годы в рамках походов 6-й категории сложности совершались восхождения на п. Северный с перевала Алаудин (м-т 2Б, скальный), в. Чапдара по м-ту Усенова (5А через «сфинкс»), Замок (по дороге забежали – 2А), несколько первопрохождений – Энергия по южной стене (где-то 4Б, спуск по 2Б на пер. Чимтарга – это мы назвали перевалом плечо Энергии), Пайхамбер по юж. контрфорсу (3Б, с лед. М. Ганза – назвали перевал Замок), Б. Ганза по восточному ребру (5А комб., спуск по 2Б на седло Ганзы, назвали, естественно, перевал плечо Ганзы). Собственно, эти комбинации альпинистских восхождений и первопрохождений, на мой взгляд, существенно повысили возможности района для походов 6-й категории сложности. И я не вижу причин, почему бы всем путешествующим в районе группам не включать в свои маршруты восхождения-траверсы соответствующей категории трудности – это очень украсит маршрут. Это, естественно, относится к походам в любом районе, а не только к Фанам.



Перевал Корона Сиамы 2А с запада
Перевал Мраморный 2А с востока
Перевал Мраморный 2А с востока
Перевал Мраморный 2А с запада
Перевал Мраморный 2А вид на запад с седловины
Перевалы Четырех 1Б и Корона Сиамы 2А с востока
Взлет пер. Четырех 1Б с востока
Перевалы Корона Сиамы 2А и Четырех 1Б с запада
Под перевалом Четырех с запада
Перевал Чумной 1Б с востока
Перевал Чумной 1Б с запада
Фанские горы. Выход в цирк перевалов Мазалат, ВАА со стороны Мутных озер
Перевалы Караганда 2Б, Гусева-Мухина 2Б с лед. М. Ганза
Под перевалом Имат с юга. Вид на запад, на перевалы Динозаврик, Красноключенский >
Динозаврик 1Б с юга, с перевала Норват 1А.
Определяющая (северная) сторона перевала Сарымат З. 2А.
Перевал Красноключенский 2А с востока, из-под пер. Имат.
Вид на западную сторону пер. Линкор 1Б из-под перевала Сурх
Перевал Москва 1Б с востока
Долина р. Желтая, пер. седло Ганзы 2Б
Вид на запад с пер. Сурх. Доминирующие вершины – Сахарная голова, Москва, Энергия, Чимтарга.
На перевале Талбас. На заднем плане – в. Северная и Алаудин, перевал Алаудинский н/к
Под перевалом Кузбасс 3А. Перевалы Юбилейный ложн., Юбилейный, Самарский с востока
И немножко о сложных перевалах, которые были пройдены под моим руководством или о которых мне известно достаточно, чтобы немножко их проанализировать.
Перевалы 3Б-3Б*. Их здесь всего 9, так что кратко остановлюсь на каждом.
АКМО или седло Чапдары, 3Б. Между вершинами Чапдара и Бодхона. Более сложная сторона – северная, но с юга на ледник Бодхоны спускается скально-осыпной кулуар, по которому явно сыпет. Перевал повышенной опасности (причем с обеих сторон), посещается крайне редко.
Дон, 3Б*. Перевал односторонний. Со стороны Куликалонских озер это Куликалонская стена, подъем проходит по одному из маршрутов на в. Мирали. Впервые (как перевал в походе) пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец, с подъемом по стене (естественно, это нельзя считать «чистым» первопрохождением, т. к. использовались описания альпинистов).
Провал слева – перевал Енисей 3Б, далее п. Черный, р-н перевала Зеленоград 2А
Имеется информация об еще одном прохождении перевала на подъем по стене, и непроверенная со спуском по стене (от альпинистов, участвовавших в спасах по группам, которые «зависали» на спуске из-за неожиданной для них сложности спуска). В сторону мутных озер – простая осыпь, сложность этой стороны – на уровне 1Б.
Енисей, 3Б. Между в. Замок и Черный. Перевал двухсторонний, хотя южная сторона – скальная, и как раз она определяет сложность перевала, с севера, на ледник Бодхоны – снежно-ледовый маршрут, совпадающий в нижней части с перевальным взлетом перевала Адиджи.
Южная стена в. Пайхамбер – Замок. Перевал Замок 3Б с юга. Перевал Енисей 3Б – участок, освещенный солнцем. Вершины – Пайхамбер, Замок, на заднем плане – в. Промежуточная
Впервые пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец, с подъемом с юга, по определяющей стороне. По-моему, больше его ни разу не ходили. Почему – не знаю. Скалы очень приятные, путь подъема понятен, и на вид достаточно безопасен. Мы бы его пошли, если бы не вычислили варианта прохождения перевала Замок. Со стороны лед. Бодхона возможны ледовые обвалы в нижней части, в связи с чем перевал повышенной опасности.




Перевал Замок 3Б с севера (2А). Справа – в. Пайхамбер.
Замок, 3Б. Между в. Замок и Пайхамбер, пройден единожды (пока) с юга, через в. Пайхамбер. Перевал также односторонний, сложная сторона – с юга. Идется с лед. М. Ганза подъемом на осыпную перемычку (первая перемычка перевала ВАА), с которой по слабо выраженному контрфорсу – прямо вверх, приятное лазание с участками 3-4 к. тр. на п. Пайхамбер (с выходом на зап. гребень за 2 веревки до вершины). Он короткий, можно пройти за день. Вероятно, самая простенькая из 3Б в районе.
Хаос скал южного склона перевала Замок 3Б.
Со спуском по сложной стороне сложность снижается до 3А. Со стороны Мутных озер – 2А, по классическому альпинистскому м-ту на в. Замок, сн.-лд. Вероятно, при желании можно идти и более длинный вариант перевала – с седловины перевала ВАА по западному гребню (3Б на в. Пайхамбер).




Профиль средней части южного взлета перевала Замок 3Б
Из-за движения по контрфорсу перевал относительно безопасен, хотя есть участки неприятного лазания по сильно разрушенным скалам (проблема с промежуточными точками), где слегка сыпет из-под ног, но укрыться-увернуться возможность есть. Возможно, что этот перевал будут ходить чаще, чем другие.
Мария, 3Б. Так же фрагмент Куликалонской стены, только правее (если смотреть на стену). Тоже односторонний. Со стороны Куликалонских озер – это м-т 4Б по сев. гребню на в. Мария, но без захода на вершину, а с юга – это фактически седловина перевала Мирали (непосредственно с перевала Мария на юг уходят скальные плиты большой протяженности). Поэтому теоретически перевал Мария можно ходить и с Мутных озер, и с Б. Алло. Если идти с Б. Алло, то по дороге на перевал Мирали, чуть недоходя до седловины нужно уйти траверсом вдоль гребня мимо п. Мирали, Мария и т. о. выйти на седловину. Достаточно безопасный перевал из имеющихся в районе 3Б.
Вершины Москва и Амшут и перевал Олимпийский 3Б с седловины перевала Юбилейный ложн.
Олимпийский, 3Б, повышенной опасности (камнепады). Пройден, наверное, чаще других. Односторонний. Севернее п. Москва. Сложная сторона – со стороны оз. Верх. Алло. Подъем здесь проходит по В. стене п. Москва, м-т 5А к. тр. При подъеме по определяющей стороне это скорее, 3Б*. Очень приятный перевал, впечатляющие скалы. Мы его хотели пройти в 2000 году, но не успели.
Ну и плечи, пройденные под моим руководством. Это все фактически через вершины. От места, которое обозначено седловиной, до вершины от 5 до 15 минут. Плечо Ганзы на подъеме с ледника Имат – комбинированный маршрут на 42 веревки, из которых 18 – скальных. Спуск на перевал седло Ганзы, откуда можно уходить в любую сторону. Плечо Чапдары пройден был с перевала Талбас (заход на который также возможен с разных сторон). Далее по м-ту 5А почти до вершины (высота 4980, откуда начинается спуск). До вершины от этого места – 15 мин. без рюкзаков. Спуск – это также классический спуск с в. Чапдара, на ледник Бодхона. Пробит не мерянным количеством шлямбуров в разных местах и разных направлениях, через каждые 20-25 м (для спуска с одной веревкой). В зависимость от удачи и состояния спуска (т. е. количества льда на скалах) можно спуститься дюльферами от 4-х до 22-х полных веревок. Нам хватило 8-мь веревок. С точки зрения туризма перевал двухсторонний. Подъем с ледника Бодхоны – это тоже хорошая 3Б, с участками приличного лазания. С точки зрения безопасности – очень хороший перевал.
Ну и плечо Энергии. Высота 5100, до вершины – 5 мин. По южной стене Энергии прилично сыпет, но выбирать путь можно. Тоже очень приятный перевал, ведет в трех направлениях, т к. с перевала Чимтарга или Жигули можно уходить в любую сторону (соединяет долины рек Казнок, Зиндон, Чапдара). Односторонний, основная сложность – по южной стене в. Энергия. Заходить на стену можно с перевала Жигули 3А. (Мы поднимались через перевал Кузбасс, 3А, и далее траверсом на пер. Жигули).
Теперь немного о перевалах 3А. Кроме имеющихся в Гиссарском хребте.
Адиджи. У одноименной вершины. Снежно-ледовый. Сложность ближе к 2Б, т. е. 3А довольно слабенькая. Односторонний, сложнее – с лед. Бодхоны. Здесь же возможны ледовые обвалы, как-то под обвалом погибла вся группа из Запорожья. Проходится за один день. Со стороны р. Сурхоб – 2А.
Перевалы седло Бодхоны 2Б и Адиджи 3А со стороны лед. Бодхона. Вершина Адиджи.
Адиджи 3А с востока (2А).
Западная стена в. Бодхона и перевал Адиджи 3А (определяющая сторона)
Южный склон перевала Блок 3А
Блок. Так же простенькая 3А. Определяющая сторона – ледовый склон со стороны оз. Б. Алло. Но, тем не менее, перевал двухсторонний, с противоположной стороны – несколько дюльферов по скалам с хитрым путем – непосредственно на седловину простого пути нет, заход идет траверсом вдоль гребня через несколько жандармов – этот путь добавляет колорита перевалу.
Северный склон перевала Блок 3А
Жигули, Кузбасс. Это параллельные перевалы между в.Энергия и Зиндон. Ведут с р. Казнок на р. Пр. Зиндон. Жигули – односторонний перевал, определяющая сторона – скальная, с р. Казнок, а с Зиндона – простая осыпь и ледник, сложность скорее 1А. Кузбасс – двухсторонний, с Казнока скалы, но проще, чем на Жигулях, с Зиндона – ледовый склон, очень похожий на склон перевала Блок.










Вид сверху на северный склон перевала Кузбасс 3А. На заднем плане – перевалы Зиндон 2Б, Юбилейный ложн. 2Б-3А, Юбилейный 2А
Перевал Кузбасс 3А с юга
Вид сверху (с южной стены в. Энергия) на северный взлет перевала Кузбасс 3А.
С противоположной стороны от п.Энергия, в восточном гребне имеется еще перевал Энергия, 3А. Тоже двухсторонний, со скалами на юге (с р. Казнок – осыпи и скалы), и ледовым склоном на севере, на пути к Мутным озерам. Очень неплохой перевал для «пятерок», но ходится редко, может как раз из-за отсутствия в классификаторе (пройден впервые в 1984-м году).
С Б. Алло в сторону Куликалонских озер имеется еще один перевал 3А – седло Сарышах. Про него мне известно довольно мало, на вид он двухсторонний, весьма неплохой.
В верховьях р. Арчамайдан имеется еще несколько 3А – Кштудак, немного обособленный перевал, и параллельные Сарыходаны (восточный и западный) и седло Москвичей. Из трех последних в одном походе правильнее выбирать какой-то один.
Характерный провал – перевал Имат 3А с юга. Снято с седловины перевала Динозаврик 1Б.
Между Мутными озерами и Пр. Зиндоном есть еще одна 3А – это перевал Мирали (Ленинградский). Между в. Чимтарга и Мирали. Но имеется большой объем информации о несоответствии его этой категории. Это скорее слабенькая 2Б. Особенно если учесть, что по определяющей его стороне проходит путь подъема на в. Чимтарга по м-ту 2Б. Вероятно, в ближайших дополнениях к перечню перевалов его категория будет изменена.
Ледник Имат на участке подходов к маршруту 5А на в. Б. Ганза и пер. Фанская сказка 3А.
Вот и остались всего две 3А с ледника Имат – Фанская сказка и Имат. Должен заметить, что, на мой взгляд, оба эти перевала ближе к верхней ступеньке сложности для перевалов 3А. Оба они – двухсторонние. Фанская сказка с р. Желтая – это 300-метровый ледовый склон с бергшрундом, с ледника Имат – крутые скалы и лед на 5 веревок, а потом еще ледопад – для Фан явление весьма редкое. Имат с ледника Имат – это 500 метров веревок по льду и снегу с участками скал, а с юга – скальные бастионы, при спуске непосредственно с седловины – с отрицательным уклоном. При подъеме отрицательные бастионы обходятся, но при этом приходится вылезать метров на 200 выше седловины.






Северный склон перевала Имат 3А с ледника Имат
Фрагмент спуска на скальном участке северного склона перевала Имат.
Начало выхода на южный взлет перевала Имат 3А.
Южный взлет перевала Фанская сказка 3А. Снято со склонов в. Б. Ганза.
Если Фанскую сказку от взлета до взлета реально пройти за один день, Имат, как правило, проходится два дня. Только в 2000-м году с очень сильной командой из 4-х человек нам удалось пройти его за день (всего я ходил его трижды). При подъеме с юга по скалам идти его нужно два дня – часов с 12-ти северный склон здорово простреливается камнями и спускаться во второй половине дня просто опасно. Имат, на мой взгляд, в чем-то сложнее таких Кавказских перевалов, как, к примеру, Крумкольский провал 3Б. Единственным упрощающим фактором является то, что на Имате вся сложность сосредоточена исключительно на перевальных взлетах.
Северный взлет перевала Фанская сказка 3А
Засады. Есть в Фанах несколько мест, где можно попасть в «засаду» по незнанию. Это означает, что иногда к подготовке и изучению материалов по перевалу нужно подходить внимательно. Таких «засад» я знаю минимум три – это перевалы ВАА, Мазалат, перевалы 1А-1Б, ведущие в верховья р. Серима, а также перевалы Кштудак З. – Пштикуль В. С первых двух, если не знать, что необходимо через ближайший отрожек перевалить на ледник М. Ганза, вы попадаете в замечательный каньон, который в целом тянет на 2Б (хорошие скалы). В эту «засаду» мы попали в 2000-м, затащив заброску в верховья каньона (снимали ее почти весь день, с упоминавшимися дюльферами). Это место уже исправлено в классификаторе, с указанием, что при прохождении каньона это 2Б. В верховья же Серимы можно попасть целым букетом перевалов 1А-2А, без всяких указаний, что спуска вниз практически нет (тоже минимум 2Б), и выходить из верховьев лучше любым другим перевалом из этого же букета. Особенно если учесть, что со слов местных жителей в каньоне обвалилась гора, так что подобие тропы, которое там когда-то было, и некоторые ее находили, теперь отсутствует. Мы пролезли этот каньон в 2003-м, при прохождении перевала Норват, 1А. Через боковой отрожек, где мы обнаружили для себя приемлемый проход, получилась очень приличная 2Б, 8 веревок по скалам, и не факт, что другая группа обойдется здесь тем же количеством. И целый день работы – слезли мы в верховья Серимы практически к темноте. Такая вот там 1А. Да и высота пройденной в отроге перемычки – 3100. Спуск простой – трава и осыпь. На всякий случай обозначили это прохождение перевалом каньон Серимы 2Б.
Перевалы же Пштикуль В.+Кштудак З. – это связка 2А. Если же проходить их раздельно (т. е. один из них) – придется проходить каньон р. Пштикуль, что сразу увеличит сложность этих перевалов до 3А.
Вполне допускаю, что в районе присутствуют еще подобные места.
И еще несколько слов о разных перевалах. В Фанах вполне возможен поиск новых прохождений, в том числе и простых перевалов. Но имеется не малое количество давно пройденных, но по каким-то причинам не классифицированных (т. е. отсутствующих в «Перечне…») перевалов. Во многом – из-за отсутствия информации. Из известных – например, перевал Мазалат с Мутных озер на Казнок (в последний перечень его уже внесли). А в 1998 году в поисках нового перевала в южном отроге в. Линкор мы нашли несколько перевальных записок Львовской команды с обозначенными перевалами Красноключенский 2А, Игоря Бандривского 2Б. Только в 2000-м году нами был пройден наиболее простой и логичный перевал Линкор 1Б, но логичный при продолжении движения через перевал Сурх 1Б. В том же узле, но в боковом отроге, в 2003-м году прошли перевал Динозаврик 1Б.
А еще есть узел с перевалами Юбилейный 2А и Зиндон 2Б. Между ними присутствуют еще две седловины – Юбилейный ложный, и Зиндон ложный. На ложном Зиндоне мне довелось лишь читать записку, а Юбилейный ложный мы ходили. На него элементарно попасть со стороны р. Казнок вместо пер. Юбилейный 2А, если невнимательно читать описание или его не иметь (нам пришлось идти его из-за конфликтов с местными). При спуске на Зиндон это хорошая 2Б, если же идти на подъем – очень не простая 3А. Не плохой перевал, и интересный. Но если на него вылезти с «троечной» группой – проблемы могут возникнуть. Да, ходили его неоднократно – на перевале лежит записка-предупреждение с «криком души» какой-то из групп «не ходите сюда, это не то…». Весь спуск по щели (а ходили его пока только на спуск по сложной стороне) пробит крючьями во многих местах (мы еще добавили).

Альпинизм. Учитывая сегодняшний день, можно однозначно утверждать – альплагерей «советских времен» в районе не осталось. Впрочем, как и везде в средней Азии. Лагеря по работе с клиентами – это пожалуйста. Но то, что происходит на Алаудинах, в рамках работающих там сборов разных альпклубов и разных городов, с организацией, налаженной Р. Г. Арефьевой, вполне похоже на учебные мероприятия для начинающих альпинистов. А уже сформировавшиеся спортсмены вполне могут пользоваться всеми услугами базы – начиная от проживания и питания, и заканчивая описанием маршрутов – вот уж чего нигде больше нет в Азии – так это описаний на месте дислокации (этот принцип работы сохранился, по-моему, только в Российских альплагерях). Алаудины – место для альпмероприятий практически идеальное. Вокруг – любой сложности маршруты, почти на любой вкус (почти – так как большинство маршрутов – скальные). Здесь сосредоточена обширная «новичковая» зона с маршрутами до 3Б, и уже более серьезные восхождения до 6А включительно. Подходы – кратчайшие, перепады высот на маршрутах – на любителя (т. е. есть короткие, есть длинные). Посмотрим окружающие пятитысячники.
Южная стена в. Чимтарга с в. Энергия
С Мутных озер на запад – Мирали, Чимтарга, Энергия. С перевала Мирали можно подняться простейшими маршрутами на в. Чимтарга (2Б) и Мирали (3Б, но, по-моему, там проще), с перевала Чимтарга имеется простой (2Б, но реально там 2А) маршрут на в. Энергия.
Перевал Энергия 3А и в. Энергия. На пути к пер. Чимтарга 1Б.
На Чимтаргу со стороны Мутных озер есть еще несколько маршрутов 4А-4Б, очень неплохих. Более сложные восхождения, включая 6А – со стороны р. Пр. Зиндон. Интересно было бы узнать у альпинистов, ходили ли эту 6А после первопроходцев хотя бы один раз?









Вид на южную и зап. Стены в. Чимтарга с перевала Кузбасс.
Под эти маршруты на Чимтаргу (5А-6А) довольно просто попасть через перевал Чимтарга 1Б, заложив на подходы лишний день. На Мирали (и соседнюю с ней Марию) сложные маршруты проложены с севера, по Куликалонской стене, восхождения можно начинать, базируясь в а/л «Артуч», но и с Алаудинских озер подойти под Куликалонскую стену труда не составляет – тот же лишний день на подходы через любой из перевалов н/к-1Б – и вы под стеной. Это и удобнее – простейший путь спуска с Куликалонской стены идет на Мутные озера. Имеющиеся маршруты на Мирали и Марию – до 5Б к. тр.










В. Энергия с пер. Чимтарга, м-т 2Б.
Вершины Энергия и Чимтарга с востока.
Вершины Энергия и Чимтарга с востока
На южной стене в. Энергия
Вершина Замок, западная стена. Здесь маршруты 5А.
Замок – Как бы отдельно стоящая гора, не в хребте. У нее осыпной купол, есть и скальный выход вровень с куполом, который одни считают жандармом, другие – как раз вершиной (при подъемах стенными маршрутами на скальный этот бастион или пупырь никто не лезет – там еще лишняя скальная веревка, снимают записку в туре на осыпном куполе). Простейший маршрут на Замок – снежно-ледовый, через перемычку (ныне перевал Замок) между Пайхамбером и Замком. Сложность его – 2А, он же является спусковым маршрутом для всех восходителей на Замок по стенным маршрутам. Остальные маршруты на Замок – 5А-6А, более простых (кроме спускового) нет. 6А – это известные маршруты Тищенко и Архипова по северной стене «бастиона». Бастион – забавный «откол» от Замка, отделенный от него скально-осыпной перемычкой, с которой можно спуститься, не заходя на вершину Замка. Этот «бастион» имеет свое название – Парандас, который более чем на полкилометра ниже в. Замок (а точнее – 4380 м). Вероятно, по аналогии с другими вершинами, правильнее было бы назвать его Замок северный.
На Парандас теперь ходят, как на самостоятельные восхождения. Да, между маршрутами Тищенко и Архипова проложил свою линию Володя Могила из Одессы. Забавно то, что те же маршруты, «обрезанные» по Парандас (выше – веревок 10 до Замка по сложности 4-5-е лазание, т. е. примерно лишний день) стали 5Б. Насколько это справедливо – не берусь судить, но вызывает некоторые сомнения… На Парандас – около километра веревок, из которых половина – 5+-6 к. тр., 4-5 дней… Это, конечно, не Аксу, но все же… Маршрут Солонникова на Чапдару проходится за то же время, хотя и длиннее почти вдвое. Так что не все здесь понятно и корректно. А, зная мнение на эту тему многих знакомых альпинистов, могу лишь удивляться лишний раз. Но самое интересное в другом – в «дополнениях к перечню вершин» эти две «шестерки» на Замок исчезли. Есть теперь Парандас – маршруты 5Б. А маршруты первопроходцев – Тищенко и Архипова – из «перечня…» исчезли – во всяком случае, в варианте первопроходцев.
Двигаясь дальше по кругу, Попадаем на ледник Бодхона и под стену одноименной вершины (или наоборот – это не важно, здесь же, очевидно, начинаются маршруты на Замок с северо-восточной стороны). Стена Бодхоны – очень впечатляющее зрелище, особенно если учесть, что она почти всегда в тени – экспозиция западная, а «через дорогу» на запад возвышается глыба Замка, которая под вечер своей тенью «убирает» солнце с Бодхоны достаточно оперативно. Как результат – довольно «мокрое», или «сырое» лазание по далеко не простым маршрутам – 5А здесь один, все остальное – 5Б-6А. Из них мне очень нравится маршрут А. Мошникова – очень хочется когда-нибудь его пролезть.
Чапдара 5049 с севера. Маршрут 5А по сев. гребню
Дальше в этом созвездии стоит Чапдара – ну, маршруты на нее возвышаются прямо над лагерем альп. центра, поэтому через какое-то время м-т Солонникова вам будет просто сниться арапом Петра великого – уж больно черен.
Маршрут спуска с в. Чапдара на лед. Бодхона
На Чапдару есть две «шестерки» - Солонникова и Пархоменко, но маршрут Пархоменко – с юго-востока (т.е., как я понимаю, «за углом» - простым перевалом). На Чапдару вообще на удивление много маршрутов (и при этом ни одного простого), и фактически к любому из них можно быстро подойти от лагеря, перевалив, в крайнем случае, перевал Талбас 1А.












Вершины Чапдара (спусковой маршрут), Замок.
Вершины Чапдара (спусковой маршрут), Замок после снегопада


Вершина Адамташ. Вид из базы «Вертикаль-Алаудин»
Несомненно, особенно учитывая статистику восхождений в этом районе последних лет, маршруты на Фанские пятитысячники с Алаудинских озер наиболее популярны. Но есть еще и Парандас – хорошая «шестерочная» школа, особенно для тех, кто в будущем мечтает перебраться к массиву Аксу, 4810 и др. в соседнем районе.
На в. Энергия. Вдали – пер. и в. Москва, пер. Олимпийский, в. и перевал Амшут. Внизу характерная щель – перевал Зиндон 2Б, далее Зиндон ложн., Юбилейный ложн., Юбилейный.
Дислокация на Куликалонских озерах уже обеспечивает гораздо более ограниченную географию восхождений, наиболее сложные из которых сосредоточены в районе Куликалонской стены, а «шестерки» имеются в ее левой части – на в. Адамташ. Кстати, подходы к сложным маршрутам на в. Адамташ от а/л «Артуч» и от Алаудинских озер вполне сравнимы по времени.






Вершина Большой Ганза с востока. Маршрут 5А по В. ребру, перевал Фанская сказка 3А с юга.
Собственно, в районе присутствует еще много интересных маршрутов, просто менее доступных, чем перечисленные. Это маршруты на тот же Зиндон, где имеются несколько «шестерок» (интересно, повторялись ли эти «шестерки» в последние годы?), в районе п. Москва (до 5Б на Москву, Амшут, Сахарную голову), массив Дукдона с маршрутами до 6А. И много других, в т. ч. не пройденных. Из не пройденных маршрутов весьма интересной выглядит восточная сторона Б.Ганзы с ледника Имат (где мы в 2003-м проложили первый – и, естественно, наиболее простой маршрут 5А). Здесь еще можно сделать новые маршруты 5Б-6А.








Северный гребень в. Б. Ганза над перевалом Фанская сказка.
На в. Пайхамбер, после подъема по южному контрфорсу (3Б). На заднем плане – Б. и М. Ганза.
Вершина Сахарная голова, вид с пер. Блок.
Вершины Сахарная голова и Москва, перевалы МАК 1Б, Москва 1Б, Блок 3А с юга, Двойной 1Б.
В. Большой Ганза с запада. М-т 2Б.
Вершины Б. Ганза и Линкор, перевалы Сурх 1Б, Линкор 1Б.
Вершина Мечта (Ходжа-Локан, 4767 м), Гиссарский хребет.

А в Гисарском хребте – это уже упоминаемая Анзобская стена – Замин-Карор, надолго забытая, но на которую в прошедшем году повторили несколько маршрутов. И еще я бы отметил также забытую вершину Ходжа-Локан (Мечта) с маршрутами до 5Б – очень уж красивая вершина. Ходили на нее в период «жизни» а/л «Варзоб».
Вот, коротко, и все. Следует еще несколько слов сказать об экологии. Район прилично загрязнен, причем в худшем смысле этого слова. Связано это, в основном, с местными стадами скота – останки местные при разделке любых туш сбрасывают в воду – то там, то здесь видишь в воде кости, шкуры, шерсть и пр. Поэтому прозрачную и чистую как слеза воду из рек района пить нельзя – почти гарантированно подцепите какую-то кишечную инфекцию. Наверно, что-то типа дизентерии. С соответствующим результатом – температура, рвота и др. Лечится, конечно, при наличии лекарств, но нервов попортит, а можно и сойти из-за этого с маршрута. Так что воду практически до снеговой линии лучше кипятить. Даже во фляги. Или добавлять какие-то обеззараживающие таблетки.






Гиссарский хребет, в. Белая Пирамида, м-т 2А из юго-восточного цирка (или начало траверса 3А)
Гиссарский хребет, в. Белая Пирамида с запада, м-т 3А, траверс
Верхняя часть спуска с траверса в. Белая Пирамида. При подъеме здесь – 3Б.



Примеры ниток маршрутов горных походов

Первая к. с.
1. оз. Искандеркуль – р. Сарытаг – пер. Дукдон 1А – р. Арчамайдан – р. Кштут – пер. Зурмеч 1А – Куликалонские озера – пер. Алаудинский н/к – Алаудинские озера. Короткий, всего 85 км, но для Фанских гор вполне достаточный и очень живописный. Дней на 7-8. Можно к нему добавить однодневную прогулку к Мутным озерам или выход через перевал Талбас 1А или Чапдара 1А – будет совсем уже полноценный маршрут.
2. Алаудинские озера – пер. Джонат 1А – Куликалонские озера – пер. Гуинтан 1А – р. Кштут – р. Арчамайдан – пер. Дукдон 1А – р. Каракуль – пер. Сарымат 1А – р. Сарымат – пер. Чапдара 1А – Маргузорские озера – к. Шинг. Это уже очень насыщенная «единичка», минимум дней на 10-12. 138 км.

Вторая к. с.
1. Алаудинские озера – пер. Лаудан н/к –Куликалонские озера – пер. Зурмеч 1А – р. Кштут – р. Зиндон, оз. Б. Алло – пер. Двойной 1Б – р. Казнок – пер. Сурх 1Б – пер. Норват 1А – оз. Искандеркуль – пер. Соминг С. н/к – р. Ангишт – пер. Ангишт 1Б – р. Пайрон (до дороги). Ок. 138 км, 13-14 дней.
2. оз. Искандеркуль – р. Дукдон – пер. Дукдон 1А – р. Пушноват – пер. МАК 1Б – р. Ахбасай – р. Казнок – пер. ВАА 1Б – оз. Мутные (Алаудинские – дневка) – пер. Чимтарга 1Б – оз. Б. Алло – р. Сарымат – пер. Чапдара 1А – Маргузорские озера – к. Шинг. Ок. 140 км, 14-15 дней.
3. Популярны в последнее время кольцевые маршруты. Алаудинские озера – пе. Талбас 1А – р. Пасруд – р. Имат – пер. Зинах нижн.+пер. Джиджик 1Б – р. Норват – оз. Искандеркуль – р. Арг – пер. Двойной 1Б – оз. Б. Алло – пер. Чимтарга 1Б – Алаудинские озера. Ок. 100 км, 10-11 дней.

Третья к. с.
1. а/л «Варзоб» - р. Сиама – пер. Четырех 1Б – пер. Стажерский+рад. П. Белая Пирамида 2А – пер. Чумной 1Б – пер. Соминг С. н/к – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок – пер. Казнок З. 2А – Мутные озера – пер. Чимтарга+рад. в. Энергия 2А – оз. Б. Алло – р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера – к. Шинг. 160 км, 17-18 дней.
2. Алаудинские озера – пер. Лаудан н/к – Куликалнские озера – пер. Адамташ 1Б – рад. пер. Замок+в. Замок 2А – пер. Талбас 1А – р. Пасруддарья – р. Сурхоб – пер. Зеленоград 2А – р. Казнок – пер. Юбилейный 2А – р. Зиндон – р. Сарымат - пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера – к. Шинг. 150 км, 16-17 дней.

Четвертая к.с.
1. Маргузорские озера – пер. Сарымат З. 2А – р. Сарымат – пер. Аксу Верх. 2Б – р. Ахбашер – пер. Кштудак З.+Пштикуль В. 2А – р. Кштудак– р. Зиндон – рад. пер. Мирали+в. Чимтарга 2Б – пер. Зиндон 2Б – р. Казнок – пер. седло Ганзы+рад. в. Б. Ганза+Гусева-Мухина З. 2Б – лед. М. Ганза – пер. ВАА 1Б – Алаудинские озера. 145 км, 16-17 дней.
2. р. Сиама – пер. Корона Сиамы 2А – рад. п. Белая Пирамида 2А – пер. Марины Цветаевой 2А* – пер. Бузговат н/к – пер. Соминг С. н/к – оз. Искандеркуль – р. Арг пер. ВАА 1Б – Мутные озера – пер. седло Бодхоны 2Б – пер. Зард 1Б – пер. седло Ганзы+в. Б. Ганза 2Б – р. Казнок – пер. Самарский 2Б – р. Зиндон – рад. пер. Мирали+в. Чимтарга 2Б – р. Зиндон – р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера. 200 км, 20-21 день.

Пятая к.с.
1. Алаудинские озера – пер. Алаудинский+п. Северный+пер. Шогунага 2Б – пер. Мирали+рад. в. Чимтарга 2Б – пер. Кузбасс 3А – р. Казнок – пер. седло Ганзы+рад. в. Б. Ганза 2Б – пер. Фанская сказка 3А – пер. Имат 3А – оз. Искандеркуль – р. Каракуль – пер. Аксу Ю. 2Б – пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера. 166 км, 20 дней.
2. р. Сиама – пер. Корона Сиамы 2А – траверс п. Белая Пирамида 3А – лед. Сафедоб – пер. Чумной 1Б – пер. Соминг С. н/к – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок – пер. Энергия 3А – Мутные озера пер. Мирали+рад. в. Чимтарга 2Б – пер. Блок 3А – пер. Москва 1Б – р. Арчамайдан – р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера. 210, 20-22 дня.

Шестая к.с.
1. р. Сиама – пер. Корона Сиамы 2А – траверс п. Белая Пирамида 3А – лед. Сафедоб – пер. Чумной 1Б – пер. Гарби-Ангишт 1Б – пер. Мраморный 2А – р. Соминг – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок – пер. Замок+рад. в. Замок 3Б – пер. Энергия 3А – р. Казнок – пер. плечо Энергии+в. Энергия 3Б – р. Зиндон – рад. пер. Мирали+в. Чимтарга 2Б – р. Зиндон – р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А – Маргузорские озера – к. Шинг. 200 км, 25-26 дней.
2. а/л «Артуч» - пер. Межозерный 2Б – пер. Мария+рад. в. Чимтарга 3Б – пер. Дон 3Б – Мутные озера – пер. плечо Чапдары+в. Чапдара 3Б* - лед. Бодхона – пер. седло Бодхоны 2Б – пер. Зард 1Б – пер. Фанская сказка 3А – лед. Имат – пер. Имат 3А – р. Норват – оз. Искандеркуль – р. Соминг – пер. Соминг 2А – р. Кадамташ – пер. Четырех 1Б – р. Сиама – а/л «Варзоб». 156 км, 26-28 дней.


 
 
  содержание раздела

 
 
новости | база артуч | база алаудин | экскурссии | история | визбор | документы | радиосвязь | снаряжение | галереи | статьи | кунсткамера | forum  
2005-2014 ФАНЫ.РУ 
ver.2.0 DESIGN©V-STUDIO 

Лёгкая покупка автодомов в московской области и другая полезная информация для автопутешественников. ТрэвелАвто - жизнь за рулём.
Яндекс цитирования Автодома и караваны
Я путешествую с прицепом! Я путешествую с прицепом!
Отели Турции, детский отдых Экстремальный портал VVV.RU Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых