Фанские горы. Фаны. Памиро-Алай. Таджикистан
English Version/Английская версия
fany.ru





                                                                                                                                    
     Главная страница >> документы >> альпинизм >> учебный альпинизм
                                                                                                                                  
  документыверсия для печати 

Учебный альпинизм – нужен он или нет?

Учебный альпинизм – нужен он или нет?

Массовость советского альпинизма во все времена опираясь на количество профсоюзных путевок выделявшихся различным спортивным обществам и ведомствам, все же отставала от массовости предвоенных лет. Массовость нынешних времен вообще нельзя считать таковой – исчезла ее основа: альпинистские лагеря с отлаженным учебным процессом; практически сертифицированный инструкторский состав. Массовость прежних лет была надежной основой для создания крепкой спортивной базы нашего альпинизма (так оно и было). В связи с ликвидацией Госкомспорта и профсоюзов – основных держателей альпинистского движения, сегодня не осталось предпосылок для возврата к подобной системе. Да и основная часть деятельности ФАР (большой спорт) подвергается серьезным испытаниям – отсутствие массовой платформы серьезно сократит возможности подготовки спортсменов высших разрядов. Это будет серьезным ударом по системе организации альпинизма через федерации любого уровня.
Уже совсем не за горами время, когда нынешние корифеи В.Бабанов, А.Одинцов, Ю.Кошеленко, А.Кленов и многие, многие другие подойдут к рубежу за которым начнется новый для них альпинизм – прогулочный. (Думается, что никто из названных и подразумеваемых очень уважаемых людей, не сильно обидится за эти слова – П.З.). А принимая во внимание, что они появились на альпинистский свет, как дети той самой системы, которую мы называли профсоюзным альпинизмом (или - учебным альпинизмом), когда она давала основу (платформу) для появления выдающихся альпинистов, зарабатывающих не легким трудом честь и славу для отечественного альпинизма, то чем сегодня заменить полное отсутствие такой базы? На какой основе через несколько лет появятся новые Деви-Шабалины-Трофимовы-Тухватуллины и те, чьи фамилии пока нам не известны?
Сегодня принцип учебного альпинизма устарел настолько, что требовать от ФАР возобновления системы просто не серьезно – у нее нет никаких основ (похоже и желания) для этого. Неужели блеск спортивных достижений сегодняшнего дня так ослепляет Федерацию, что ее Правление не видит (или не хочет видеть!?) того обрыва за которым лежит яма? Отсутствие планомерной подготовки и обучения, отсутствие инструкторских кадров на плечах которых всегда лежала эта работа приведет к тому, что не за горами время, когда этой основы не будет вообще. Как ни странно, но люди, к сожалению, почему то стареют и даже уходят. Вот пока они совсем не ушли и следует воспользоваться тем, что они имеют и могут поделиться.
Нет ничего странного или подлежащего критике или осуждению, если к обучению будут привлекаться те, кто сегодня уже не может лично продемонстрировать технический образец (прием). Но наряду с подобными преподавателями должны быть и те кто на высоком техническом уровне может показать любой сложности прием (причем: грамотно и красиво). Подобное соединение двух направлений в обучении является основным принципом педагогики.
Федеративный принцип работы начинает давать сбой и нет гарантий, что и эта система (последняя из остатка) скоро не прекратит своего существования. Что и кто, и как восполнят общий развал альпинизма в России (имеется ввиду его организационную составную), этот вопрос уже сейчас требует понимания. Существующее положение уверенно сдвигает весь альпинизм на коммерческую основу. Веяние времени – никуда от этого не деться. Так есть и так будет. Но почему то никто не задумывается о судьбе того, без чего не может существовать альпинистское движение вообще – обучение. Пусть это будет клубная система, основанная на опыте ведущих и успешных альпинистских клубов страны (примеров тому не мало), или организация созданная на успешных вариантах западной клубной системы и работы Союзов альпинистов. (к примеру Немецкого Альпийского Союза (DAV). Здесь следует помнить, что даже с полным исчезновением государственного подчинения, альпинизм не остановится и все равно надо будет учить новых его поклонников тому как ходить в горах и, как это делать безопасно для своего здоровья.
В этом же ряду стоит вопрос модернизации (если так угодно) прежней Программы обучения: внести уточнения и необходимые изменения (там, где это диктуется новыми условиями развития альпинизма - технические приемы, тактика, снаряжение); увязать Программу с новыми условиями совершения восхождений, в том числе и социальными (не обязательно сохраняя слова «Правила восхождений», чем плохо к примеру звучит понятие «Кодекс восходителя»)
Здесь позволительно будет привести пример осени 2004 года, когда автору понадобилось провести ремонт наружных стен квартиры и поскольку он сам уже не в состоянии «выползти» на стену, то решил пригласить ремонтера из строителей. По стечению обстоятельств молодой мастер оказался еще и альпинистом, имеющим в активе весьма серьезные современные восхождения. Когда выяснилось, что «заказчик» альпинист, да в недалеком прошлом заведовал учебной частью «Узункола», этот молодой человек обратился к нему с совсем уж неожиданной просьбой:
- «Не могли бы Вы меня пристроить (именно так было сказано) в какой либо альплагерь, где есть старые (прежние) инструктора (Ваши знакомые или друзья) хорошо умеющие учить альпинизму? Хочется поучиться у старой школы, желательно в «Безенги».
- «Зачем?»
Ответ был ошеломляющим:
- «Хоть я прошел стену Троллей и у меня уже есть набор серьезных восхождений, но чувствую, что альпинистских знаний у меня недостаточно, а быть в команде на роли просто сильного парня, который может пролезть все, что стоит впереди – этого для меня мало».
Как говорится, комментарии излишни.
Очень хочется задать провокационный вопрос – кто в такой ситуации впредь будет проводить начальную подготовку альпинистов, чтобы они смогли выполнить нормы на значок «Альпинист России»?
Ответ лежит в «Положении о значке «Альпинист России», п. 2: «3начком «Альпинист России» награждаются лица, не моложе 14 лет, прошедшие под руководством инструктора-методиста по альпинизму «Программу начальной подготовки альпинистов» и совершившие восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности». (Выделено – П.З.). Но! Не будет инструктора, некому будет водить новичков на вершину, в таком случае будет не нужно и само понятие «Альпинист России».
Сюда же хорошо корреспондируются следующие построения:
«Реалии современной жизни диктуют свои правила. Без рекламы и того, что называется «PR», очень непросто проникнуть в сознание людей, захлебывающихся в информационных потоках. У нас практически нет системы, которая бы зазывала молодых людей в наши ряды, формировала привлекательный образ и имидж занятий альпинизмом.
Другой нюанс: не секрет, что у молодежи сейчас отбита тяга к чтению, как к процессу. Выросло поколение, воспринимающее информацию с картинки (ТV, Интернет). Но и те, кто хотел бы приобщиться к тайнам теории и практики горовосходительского искусства, не могут найти нужной литературы. Ее просто нет, а та, что выходит, появляется в небольших количествах и растворяется без следа. За последние 5 лет вышли всего 4 книги учебно-методической направленности (без какого бы то ни было участия со стороны Федерации).
В итоге имеем: народ приобретает книгу инструкторов британской школы альпинизма - Пит Хилл, Стюарт Джонстон «Навыки альпинизма. Курс тренировок» (М., «Фаир-Пресс»., 2005). Книга действительно интересная, но написанная в западной ментальности, на реалиях западной школы и западных стереотипов. Ее выпуск без комментария и предисловия является миной замедленного действия для нашего читателя, ибо как пишут сами авторы:

«При попытке воспользоваться полученными знаниями в реальной обстановке нередко оказывается, что не все так ясно и очевидно, как казалось при чтении».

Многолетний и не безуспешный опыт руководства и проведения питерскими АМ самого различного характера, позволяют выстроить ряд опасений касающихся качества нынешней подготовки и обучения альпинистов:
- Одним из факторов потери качества стала т.н.ускоренная подготовка новичков вплоть до 3-го разряда. Эта система в старые времена была разработана и вошла в «Учебную программу обучения альпинистов», как один из способов дифференциации подготовки альпинистов. (Правда, уже тогда становились видными ее отрицательные стороны, даже активным ее сторонникам, например альплагерю «Узункол»). Одним из стимулов для этого являлся более или менее быстрый рост по разрядной лестнице. Это явление получило в то время несколько презрительное, но точное по сути, название – «бройлерство».
- Сегодня стало модным завершать выполнение норм 3-го спортивного разряда за одну учебную смену (17-18 рабочих дней), а в отдельных случаях и за 14 дней. Если в условиях обучения по 20-дневной путевке эта схема была выполнима (что греха таить – за счет некоторого сокращения учебных часов, сверх того, что разрешала «Программа»), то что из себя представляет этот «бройлер» при практическом отсутствии подготовки до выезда в горы, сокращении срока пребывания в горах до двух недель, можно легко представить. Если и раньше было ясным, что даже физически крепкий «бройлер» с достаточной легкостью выполнявший практическую часть программы, усиленно хромал на обе ноги в вопросах теории - КПД обучения был весьма низок.
- Предыдущее рассуждение в большей мере относилось к группам постоянного состава, собранным в альпинистском коллективе задолго до выезда в горы, когда с ними велась планомерная работа, когда инструктор (чаще всего) ехал в горы с ними именно тот, который вел их подготовку. Что же говорить сегодня об этом способе подготовки, если группу формируют по прибытии участников в лагерь, когда они даже в лицо друг друга не знают, а инструктор им может попасться любого «калибра».
- Такая система подготовки ведет к тому, что на недопонятое и недополученное в первый год подготовки, наслаиваются следующие «недо» – из «бройлерного» 2-го разряда. Сейчас тоже норовят получить 2-й разряд за трехнедельную смену. В итоге через два года мы имеем второразрядника с уровнем знаний и навыков, дай бог НП-2..
- А вот тут то мы подошли к самому главному – сегодняшней ущербности всей системы обучения: По правилам ФАР этот «альпинист»-второразрядник, имеет право поступить в школу инструкторов (!). И поступает (если захочет). Такого еще самого учить бы да учить, а он уже пришел в «гуру». (Но в целях оказания помощи малым альпинистским регионам, принято оказывать им «помощь» и в школу инструкторов принимаются в порядке исключения (исключения - чего?) альпинисты с 3-м разрядом.
Дальше рассуждать не о чем.
Сегодня даже обычные АМ стали похожи на коммерческие предприятия: оплата проживания и питания, прокат снаряжения, и «прокат» инструктора (что активно приближает его к якобы понятию гид) и целый ряд других услуг, включая плату за клочок земли на которой ставит вблизи лагеря свою палатку дикая группа – это чистая коммерция. В этих условиях отпадает практически все то, что было присуще лагерному альпинизму в старые времена. Более того, быстрыми темпами забываются традиции и нормы обучения.
И конечно под уничтожение попадает даже такой постулат, как инструкторская обязанность заботиться о здоровье и жизни своих учеников. Здесь было и должно оставаться лишь одно правило – получил инструктор (взял в свою группу) учеников живыми и здоровыми, такими же после курса обучения в горах он должен их отправить домой к родителям. Не сумел, оплошал или сработала безалаберность – отвечай! Мы уже говорили и еще раз отметим – гид в редких случаях занимается обучением, только там, где исторически это сложилась (см. статью о деятельности DAV), но он несет полную ответственность за своего клиента. Если на страховке гида с клиентом случилось ЧП, то гиду грозит не малая кара, вплоть до пожизненного лишения права заниматься работой гидом на всем альпинистском пространстве. Но отвергать ответственность инструктора – это уже нонсенс в рассуждениях тех «новых» которые настойчиво требуют перехода на систему гидов.
. Пришла пора задать почти провокационный вопрос (сложившаяся ситуация требует): кто же будет заботиться и отвечать за жизнь учеников, если всеми ныне существующими Правилами, Положениями и Инструкциями инструктор освобожден от этой «мелочи»!? Названия документов умышленно прописаны с большой буквы, если безопасность и здоровье (жизнь), особенно начинающего альпиниста в них не прописаны даже с маленькой буквы?.
Появляется вариант ответа на подобные вопросы - следует создать такую систему, при которой каждый человек желающий обучиться альпинизму имел возможность выбора: учиться: у инструкторов-общественников; гидов-профессионалов или брать уроки у супер-мастеров. Подобный выбор будет регулироваться финансовыми возможностями или другими причинами, но выбор должен быть.
Захаров П.П.
(Статья подготовлена с привлечением материалов:
С.Шибаева, Е.Кузнецовой, М.Волкова, И.Вакулы)

 
 
  содержание раздела

 
 
новости | база артуч | база алаудин | экскурссии | история | визбор | документы | радиосвязь | снаряжение | галереи | статьи | кунсткамера | forum  
2005-2014 ФАНЫ.РУ 
ver.2.0 DESIGN©V-STUDIO 

Лёгкая покупка автодомов в московской области и другая полезная информация для автопутешественников. ТрэвелАвто - жизнь за рулём.
Яндекс цитирования Автодома и караваны
Я путешествую с прицепом! Я путешествую с прицепом!
Отели Турции, детский отдых Экстремальный портал VVV.RU Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых